Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. В современной образовательной среде говорят о настоятельной потребности общества в творческой инициативе каждой личности. Это обусловливает необходимость в теоретической разработке и практическом подтверждении развития творческих способностей у младших школьников. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) и основные образовательные программы начальной школы также ориентированы на развитие творческих способностей младших школьников.
Творческие способности детей формируются в процессе субъект-субъектных отношений учителя и ученика. Это происходит в ходе реализации целостного учебно-воспитательного процесса и на каждом уроке. Но прежде чем учителю выйти на творческий уровень взаимодействия с учениками, ему необходимо сформировать у детей необходимый запас соответствующих знаний, умений и навыков по своему предмету. И если на уроках усвоения нового знания - дети эти знания получают, то на обобщающих уроках они должны продемонстрировать, насколько успешно они эти знания и навыки могут применять на практике.
Наличие творческих способностей позволяет младшему школьнику не только успешно взаимодействовать с другими людьми, эффективно обучаться и адаптироваться к различным жизненным ситуациям. Творческие способности позволяют формировать личностно значимые качества, которые позволят детям в дальнейшем успешно реализовывать свои задатки и способности.
Цель работы: изучить возможности обобщающих уроков окружающего мира для совместного творчества учителя и младших школьников.
Объект исследования: учебная деятельность младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия развития творческих способностей младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир».
Задачи:
1. Изучить психологические особенности младшего школьника и процесс формирования универсальных учебных действий на уроках окружающего мира.
2. Описать процесс развития творческих способностей обучающихся в начальной школе.
3. Рассмотреть педагогические условия развития творческих способностей младших школьников на обобщающих уроках окружающего мира.
4. Провести диагностику сформированности уровня развития творческих способностей младших школьников.
5. Проанализировать опытно-экспериментальную работу по развитию творческих способностей младших школьников и сделать выводы.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, сравнение, наблюдение, беседа.
Структура работы: введение, две главы, пять параграфов, заключение, список используемой литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы реализации уроков обобщения как совместного творчества учителя и учащихся
1.1. Психологические особенности младшего школьника и формирование универсальных учебных действий на уроках окружающего мира
Психологические особенности младшего школьника необходимо рассматривать для того, чтобы учитывать особенности каждого возраста в образовательно-воспитательном процессе. Чтобы понять специфику мотивов младшего школьника, необходимо их соотнести с особенностями этого возраста в целом. Педагог в своей работе всегда принимает во внимание возрастные особенности детей, но при этом сталкивается с трудностью определения преемственности переходных возрастов, к примеру, при определении того, с какими возрастными особенностями приходит ребёнок из детского сада в начальную школу [11].
До недавнего времени ведущей деятельностью ребёнка в ДОУ была игровая деятельность. Придя в начальную школу, ребёнок не перестал интересоваться игрой. Но в настоящий момент его ведущей деятельностью стала учебная деятельность. Очевидно, что слишком быстрое замещение игры занятиями учебного типа не может в полной мере создать благоприятные условия для адаптации ребенка к школе. В этом случае можно говорить о том, что если игры не занимают в жизни ребёнка места, подобающего ведущим деятельностям, то это приводит к недостаточному развитию его психологической готовности к обучению в школе. Игра как ведущий вид деятельности не прожита ребёнком до конца и остается актуальной не только в первом классе, но и во втором, и далее. Начальное образование - это фундамент всего дальнейшего общего образования. В младшем школьном возрасте есть многие благоприятные условия для целенаправленного формирования личности ребёнка и для развития его интеллектуальных способностей.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в школе [Текст] / учебное пособие. - Сост. Т.Г. Мухина. – Нижний Новгород: ННГАСУ, 2013. – 97 с.
2. Беликов, В.А. Образование. Деятельность. Личность [Текст] / В.А. Беликов. - М.: Академия Естествознания, 2010. - 310 с.
3. Бирюкова, Е.А. Поисковая учебно-познавательная деятельность обучаемого как залог успешности обучения // Инновации и инновационные технологии в системе образования: материалы III научно-практической конференции 20-21 февраля 2013 года. – Прага: Vědecko vydavatelské centrum «So-ciosféra-CZ», 2013. – С. 36 – 37 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/235/79235/files/sociosphera-k-02-20-13.pdf (Дата обращения 06.01.2023).
4. Братцева, Г.Г. Активные методы обучения и их влияние на смену педагогической парадигмы [Текст] / Г.Г. Братцева // Философия образования: сборник материалов конференции. Вып. 23. – СПб., 2002. – С. 336 - 345.
5. Буравлева, Н.А. Личностное развитие школьников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта нового поколения [Текст] / Н.А. Буравлева, Н.К. Грицкевич // Вестник ТГПУ. – 2014. – No 1 (142). – С. 21 - 26.
6. Бывшева, М.В. Проектирование уроков в начальной школе на основе системно-деятельностного подхода [Текст] / М.В. Бывшева // Пермский педагогический журнал. – 2016. - No 8. – С. 33 – 37.
7. Васильева, Т.С. ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения [Текст] / Т.С. Васильева // Теория и практика образования в современном мире [Текст]: материалы IV Mеждународной научной конференции (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). – СПб.: Реноме, 2014. – С. 74 - 76.
8. Володин, А.А. Анализ содержания понятия «организационно- педагогические условия» [Текст] /А.А. Володин, Н. Г. Бондаренко // Известия Тульского государственного университета. – 2014. - No6. – С. 143 – 152.
9. Гершановская, Е.В. Викторина как форма игры в обучении с целью активизации познавательной деятельности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://открытыйурок.рф/статьи/640207 (Дата обращения 06.01.2023).
10. Дворковая, М.В. Образовательная игра как современное направление развития активного обучения [Текст] / М.В. Дворковая, Е.А. Куренкова // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2016. – Том 8. - No 1/2. – С. 191 – 195.
11. Дебердеева, Т.Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества [Текст] / Т.Х. Дебердеева // Инновации в образовании. – 2005. – No 3. – С. 68 - 79.
12. Демкин, В.П. Инновационные технологии в образовании [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ido.tsu.ru/files/pub2007/36_2007_demkin.pdf (Дата обращения 06.01.2023).
13. Елистратова, С.И. Основные условия повышения качества обучения в современной школе [Текст] / С.И. Елистратова // Альманах современной науки и образования. – 2013. – No 5 (72). – С. 68 - 70.
14. Жданко, Т.А. Системно - деятельностный подход: сущностная характеристика и принципы реализации [Текст] / Т.А. Жданко // Magister Dixit. – 2012. – No 4. – С. 183 - 189.
15. Зарукина, Е.В. Активные методы обучения. Рекомендации по разработке и применению [Текст] / Е.В. Зарукина, Н.А. Логинова, М.М. Новик. – СПб.: СПбГИЭУ, 2010. – 59 с.
16. Инновационные образовательные технологии и активные методы обучения [Текст]: методическое пособие / Е.А. Аникушина, О.С. Бобина, А.О. Дмитриева и др. – Томск: В-Спектр, 2010. – 212 с.
17. Ипполитова, Н.В. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация [Текст] / Н.В. Ипполитова, Н.К. Стерхова // General and Professional Education. - 2012. - No1. - С. 8 - 14.
18. Канзафарова, Р.Х. Системно - деятельностный подход – методологическая основа требований ФГОС [Текст] / Р.Х. Канзафарова // Системно - деятельностный подход как условие достижения современного качества образования. Сборник материалов конференции. – Нефтекамск: ИМЦ, 2013. – С. 5-10.
19. Ксензова, М.Р. Дидактические игры на уроках окружающего мира как средство развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников [Текст] / М.Р. Ксензова // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». – 2017. – С. 18 – 23.
20. Куприянов, Б.В. Современные подходы к определению сущности категории «педагогические условия» [Текст] / Б.В. Куприянов // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2001. - No2. - С. 101 - 104.
21. Курьянов, М.А. Активные методы обучения [Текст]: учебно- методическое пособие / М.А. Курьянов, В.С. Половцев. – Тамбов: ТГТУ, 2011. – 80 с.
22. Малинин, И.А. Применение активных методов обучения как одно из средств повышения эффективности учебного процесса [Текст] / И.А. Малинина // Молодой учёный. Ежемесячный научный журнал. – 2011. – No 11 (34). Том II. – С. 166 - 168.
23. Малышева, М.М. Системно - деятельностный подход – новая методология реализации ФГОС [Текст] / М.М. Малышева // Царскосельские чтения. – 2014. – No XVIII. – Том II. – С. 122 - 128.
24. Маштакова, Л.Ю. Системно - деятельностный подход в начальной школе [Текст] / Л.Ю. Маштакова, Г.А. Валитова // Научно-практический журнал «Гуманизация образования». – 2015. – No 4. – С. 29 - 32.
25. Михайличенко, Ж.В. Применение активных методов получения знаний при формировании профессиональных компетенций студентов среднего профессионального образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://elib.osu.ru/bitstream/123456789/1999/1/2726-2730.pdf (Дата обращения 06.01.2023).
26. Отрещенко, И.В. Использование деловой игры как метода обучения [Текст] / И.В. Отрещенко // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. – 2017. – Том 3. – С. 850 – 852.
27. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение [Текст] / А.П. Панфилова. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 192 с.
28. Пигулевская, Н.И. Инновационная модель современного образовательного процесса [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ispu.ru/files/SovetRector_9-2008-с.31-37.pdf (Дата обращения 06.01.2023).
29. Системно - деятельностный подход как условие достижения современного качества образования [Текст] / сборник материалов
конференции. – Нефтекамск: ИМЦ, 2013. – 53 с.
30. Тихомирова, Е.М. Тесты по предмету «Окружающий мир». 3 класс. Ч. 1: К учебнику А.А. Плешакова «Окружающий мир». 3 класс. В 2 ч. Ч. 1» [Текст] / Е.М. Тихомирова. – М.: Издательство «Экзамен», 2014. – 79 с.
31. Тихомирова, Е.М. Тесты по предмету «Окружающий мир». 3 класс. Ч. 2: К учебнику А.А. Плешакова «Окружающий мир». 3 класс. В 2 ч. Ч. 2» [Текст] / Е.М. Тихомирова. – М.: Издательство «Экзамен», 2014. – 79 с.
32. Шамис, В.А. Активные методы обучения [Текст] / В.А. Шамис // Сибирский торгово-экономический журнал. – 2011. – No 14. – С. 19 - 23.
33. Шахмартова, О.М. Активные методы обучения [Текст] / О.М. Шахмартова. – Пенза: ПГПУ им. Белинского, 2011. – 131 с.
34. Шувалова, И.А. Проблемно-поисковый подход к преподаванию курса «Окружающий мир» в начальной школе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.scienceforum.ru/2016/1535/17268